Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"ЖУРНАЛ ХАКЕР #90, ИЮНЬ 2006 г.

Сценерский лайфстайл: часть 1

Crasher (tsifra.spb.ru)

Хакер, номер #090, стр. 090-088-1


Воспоминания старичков Cцены

Я решил написать эту статью по двум причинам. Прежде всего потому, что все материалы, написанные о Сцене, рассказывали об этом явлении очень поверхностно. Второй причиной стала недавно опубликованная в ][ статья "Хакерский лайфстайл 90-х", которая натолкнула меня на мысль выяснить, насколько близки были по духу хак-сцена и демо-сцена. В любом случае, думаю, тебе будет интересно узнать, чем жили и занимались наши сценеры на протяжении последних 15-ти лет. Тем более что информацию ты получишь, что называется, из первых рук.

Полевой андеграунд

В те годы, когда андеграунд потихоньку начинал просачиваться в Россию с Запада, Сцена была единой. Люди брались за все: демо-мейкинг, варез, крэкинг, аски-арт, останавливаясь на том, что получалось у них лучше всего. В это время первыми русскими электронными журналами были "Хакер" (не путать с ][ акером) и его злейший противник e-zine "HARM". Они публиковали материалы о вирусомейкинге, техниках рисования многоэкранных ANSI и другие специализированные материалы. Это была Сцена во всем ее «многообразии».

Первыми сценерскими компьютерами были Cпектрум и Амига. Многие писишные сценеры начинали именно с этих платформ. Все, что попадало в Россию из софта, было уже взломано западными крэкерами, так что волей-неволей русские компьютерщики узнали о таком явлении, как демо-сцена. Игрушки сопровождались интрами крэктимов, названия которых внушали трепет. Основной поток сценерского стафа шел из Польши, оттуда же к нам явился так называемый scene spirit - сценерский дух.

До того момента, как сети стали доступными, релизы распространялись обычными людьми. В Питере местом, где можно было раздобыть свежачок, был культовый рынок "Автово" (ныне ЮНОНА). В других крупных городах были свои тусовочные точки. Варез приобретался там и распространялся дальше через проводников поездов дальнего следования. Торговые точки в «Автово» содержали рядовые сценеры, геймдевелоперы (такие как Softland Software, ViKs) и просто хорошие люди, которые торговали софтом по символическим ценам, едва превышающим стоимость дискеты. Из последних можно отметить фирму «Логрос», имевшую точки на Юноне и магазинчик на Петроградской стороне, в котором постоянно собирался творческий спектрумовский народ. Все хитовые релизы распространялись через них: сценеры приносили Логросу свои сокровища, а они делились с остальными. На самом раннем этапе возникновения рынка "Автово" народ собирался прямо на поле. Приходили, выкладывали на тряпочках всякие компьютерные запчасти, дрели, телевизоры и торговали, обмениваясь новостями, обсуждая, «как жить дальше». Милиция, естественно, их гоняла: в советское время перепродажа вещей считалась спекуляцией и наказывалась. Но искоренить это было невозможно.

В 1993-м году появились спектрумовские модемы – Vicomm. Ужасно примитивные, но для прогрессивных компьютерщиков это была революция. Самые свежие сценерские и игровые новинки можно было получить, не выходя из дома! Первой спектрумовской BBS была Eldorado, созданная для поддержки этого самого Vicomm. Потом уже стали появляться другие борды. Появление модемов сделало доступной сеть FIDO, в которой появились спектрумовские шлюзы. А еще позже получила рождение FTN-сеть ZX-Net.

Содержание  Вперед на стр. 090-088-2
Hosted by uCoz